среда, 19 апреля 2017 г.

Для 5а, 6ав,  8а классов
14.04.2017г.
5а класс
Тема: Этнографический музей
 Изображение интерьера русской избы, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве 
Графическая композиция по памяти.
Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) поискусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.

В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
- Как называется наш музей?
- Этнографический музей в форме крестьянской избы.
- А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )
В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.
Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.
Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.
В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.
Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.
На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывался в народных представлениях с небом, пол – с землей, подпол олицетворял подземный мир, окна – свет.
Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”
Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.
- Как вы думаете, для чего служили прялки?
Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.
Прялка и прядение в поговорках
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Какова пряха, такова на ней и рубаха
Прялка не Бог, а рубаху даёт
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь


Обычаи с прялкой
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники.

Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
- С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические изделия покрывали минеральными красками и украшали линейным орнаментом. Это были кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.
Задание: Создать  графическую композицию об этнографическом  музее  своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др.)

6а,в классы
Тема: Искусство оформления книги

 Книга - это и искусство слова, и искусство изображения, вер­ный друг и помощник. Давайте узнаем о ней побольше.
Благодаря труду и таланту многих поколений замечательных художников появилось искусство книги. Все элементы книжного оформления, расположенные внутри книги ( н-р титульный лист,, иллюстра­ции), а также внешние эле­менты оформления книги (н-р суперобложку, пе­реплет или обложку),создают целостное произведение искусства.
Но особенно велика роль творчества художника,
В 20 веке возникает такое понятие, как «дизайн книги».
Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли те­перь
Ее история своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по–разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли.
В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.
 ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.
А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.
Много веков люди пользовались папирусом.До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.
На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.
В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных.На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу.На написание одной книги уходило целое стадо баранов.Книга писалась от руки несколько лет.
.В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.
На сегодняшний день известно около 1000 берестяных грамот. Они были обнаружены в Новгороде, Пскове, Смоленске, Твери.
Слайд - бумага
Во 2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.
Учитель:
-  Кто знает, в каком веке в России появилась бумага?
( В 14 веке.)
Бумага доставлялась из Италии, а столетие спустя из Фран­ции. Ее было очень мало, и поэтому писали на пер­гаменте, бересте и на дощечках.
Дощечки широко использовались на Руси. Пришед­ший в негодность слой воска можно было заменить и писать снова.
А чем писали на бумаге?
Писали гусиными перьями со срезанным концом под опреде­ленным углом.
Писать гусиным пером без навыка непросто. Хитрость со­стояла в том, чтобы не слишком нажимать на стержень.
Рецептов изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди,иквас,и мед. Когда чернила высыхали, то становились темно - коричневого цвета.
В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой.
А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.
 Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350 тысяч долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса.

Есть деревянная, каменная, золотаяи металлическая книга.

- Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так:на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку.
- Каменная книга высечена на стенах храма в Фавах. Это древняя летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.
- Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.
- Кузнец из болгарского селения Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4 кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах  знаменитые на весь мир шутки, афоризмы и пословицы.
 Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше,чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.
В  1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец.
1 марта 1564 года он напечатал книгу «Деяния святых апостолов». Этот день вошел в историю как дата рождения первой русской печатной книги.
Книга Ивана Федорова - настоящий шедевр книжного искусства.
В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.
Далеко ушла от своих древних предков книга. Она стала легче, радует глаз ровными строчками, многоцветьем переплетов. И все-таки, при всех своих отличиях, наша сегодняшняя книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками.
Давайте познакомимся с той книгой, которая сегодня приходит в наш дом.
С появлением кодекса возникает переплет, который внача­ле делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскош­ных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, жемчугом, драгоценными камнями.
...С развитием книгопечатания меняется переплет книги. Он перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям - предохраняет книгу!
Объемные книги одеваются в прочный переплет. Его назначение —продлить ее жизнь.
Сегодня книги выпускают не только в переплетах. Брошюры, журна­лы, книги в одну тетрадку часто выходят в обложках. Обложки делают из более плотной, прочной бумаги. Обложка выполняет те же художественные функции, что и переплет.
На переплете и обложке печатаются фамилия автора и название книги.
Многие современные издания имеют суперобложку — бумажную обложку (обычно с красочной иллюстрацией), надеваемую поверх переплета книги. Она предохраняет ценные переплеты от порчи и является элементом художественного оформления книги.
Откройте переплет — и вы увидите, что он соединяется с книгой двумя форзацами — согнутыми вдвое листами бумаги. Слово это немецкого происхождения и в буквальном переводе означает «перед набором». Форзац может быть белым или печатным. Форзац - это графическое предисловие к книге, вступление, где художник создает нужное настроение, гото­вит к встрече с героями. Бывают книги и с двумя разными форзаца­ми - в начале и в конце.
Первая страница книги называется титульным листом или титулом. На титуле помещаются основные сведения: название книги, фамилия автора, наименование издательства, место и год издания.
Иногда перед титулом помещается фронтиспис —  это лист, на котором помещен портрет автора или рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги. В старой книге фронтиспис был часто единственной иллюстрацией.
Учитель
Итак, знакомство с историей книги продолжается...
Мастера рукописной книги стремились к гармоническому
расположению текста, иллюстраций, украшений. И уже тогда сложились основные формы оформления книжной полосы - страницы.
В современных книгах, как в старину, иногда первая строка в начале главы украшается буквицей,
Буквица — древнейший элемент оформления книги.
Все рассмотренные элементы книги относятся к ее оформле­нию. Но есть еще и иллюстрации, они появились и сопровождают книгу с самых давних времен.
Иллюстрации делают книгу наряднее, красивее, ее приятно держать  в руках, рассматривать, иллюстрации  помогают при чтении.
Как же ху­дожник создает их? Прежде всего он читает произведение, делает много набро­сков.
  Художнику необходимо знать, эпоху и быт, одежду того времени, которую изображает. Вряд ли будет уместен джинсовый кос­тюм на Марье-искуснице или мебель нашего времени в горнице у Ивана-царевича.
Многие книги имеют иллюстрации — это  рисунки, живое описание, наглядное изображение, проясняющие какой-либо текст, изображающие наиболее интересные и важные события, которые описывает автор.
Последняя полоса в книге, главе или разделе может за­вершаться орнаментально-декоративной или сюжетной концовкой.
В самом конце книги обязательно публикуются выходные сведения, в которых дается необходимая информация о самом издании и о работниках издательства, готовивших его к печати.
Слово «книга» происходит от церковно – славянского выражения, что означает буквы или письмо.
Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи мыслей. История мировой письменности знает четыре основных вида письма:
-пиктографическое (картинное) –это самое древнее письмо в виде наскальных рисунков - образов первобытных людей;
-идеографическое -это письмо представляет собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия;
Слоговое (т.е.один письменный знак - слог) -это письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
-буквенно-звуковое (фонемы) -это письмо, выражающее  состав языка. (т. е алфавита).Буквенно-звуковая система письма - основа письма многих народов современного мира.Древнерусскими называют все рукописные и первопечатные шрифты (конец 17- начало 18века): кириллица, глаголица, устав, полуустав, скоропись, вязь.
Русская вязь - особое декоративное письмо употреблявшееся в 15веке главным образом для выделения заглавий,
Есть такой орнамент - всем орнаментам орнамент. Придумали его особые мастера - переписчики книг (до того, как изобрели книгопечатание). Делают такой орнамент из букв. Называется орнамент из букв - вязь. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а художественно одаренный и грамотный) писал толстый том. Он так любил свой труд, так увлекался, что старался как можно ярче и затейливее украсить каждую страничку буквами- картинками, буквами-орнаментами.
 Посмотрите, какие красивые буквы-картинки придумали переписчики-художники.

        


Бывают буквы-звери, буквы-деревья, буквы-птицы и даже буквы-люди!

        

Особое внима­ние уделялось первой букве -буквице. Ее рисовали особенно на­рядной, узорчатой, яркой. Чаще всего буквица была красной, отсю­да и название первой строки - «красная строка».
.Буквица, или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего книгу.
Буква для древнерусского человека была маленьким, но ёмким отображением мира. И когда древнерусский художник вычерчивал и любовно раскрашивал буквицу, он отражал в ней важный духовный смысл.
Различные орнаменты: цветы, растения, люди, звери, птицы, просто узоры - всё шло в ход у древнего художника. Буквицы создаются в старых традициях книжных мастеров. И сегодня художники-иллюстраторы в своих работах используют буквицы-инициалы, черпая вдохновение у старых мастеров и бережно храня их традиции.
- Буквица как элемент оформления дошла и до наших дней.

Задание: (создать, сделать) свою книжку. Автором этой книги являетесь вы: напишите  текст  и иллюстрации, обложку для своей книги, название своей книги-сказки  с применением буквицы  на тему  - «Пишем сказки са­ми».


8а класс
Тема: Требования к пояснительной записке
Знать правила и последовательность  работы над творческим проектом, уметь оформлять пояснительную записку и защищать выполненную работу
Требования к оформлению пояснительной записки
к творческому проекту по технологии
Содержание
Введение
1. Общие методические рекомендации
2. Особенности выполнения приложений к пояснительной записке

3. Требования к структурным элементам текстового документа
3.1. Титульный лист
3.2. Содержание
3.3. Введение
3.4. Основная часть
3.5. Рекламный проспект изделия
3.6. Заключение
3.7. Список использованных источников (библиография)
3.8. Приложение

Заключение
Библиография
Приложение
Введение
  Основной целью данных методических рекомендаций является определение характера требований, порядка, методики оформления и выполнения творческого проекта для участия во всероссийской олимпиаде учащихся по предмету Технология.
1. Общие методические рекомендации
  Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений по предмету Технология и по другим  предметам школьного курса.
На протяжении учебного года учащийся подбирает соответствующий своей теме материал для выполнения творческого проекта по предмету Технология, а именно: обоснование выбора темы, исторический материал, установленные нормативы расхода материалов, дополнительную информацию и т.д.
Творческий проект представляет собой пояснительную записку, содержащую расчетные данные, и готовое изделие.
Объем пояснительной записки должен быть в пределах 20-25 страниц машинописного текста.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, одним цветом на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм) на компьютере. При заполнении листа следует оставить поля: слева – 30 мм; вверху и внизу – 20 мм; справа – 15 мм (размеры полей для всей записки).
Первым листом пояснительной записки является отпечатанный титульный лист (см. ниже). За титульным листом следует содержание, в котором указываются разделы и подразделы пояснительной записки с их порядковыми номерами. Нумерация подразделов выполняется в пределах каждого раздела и состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например:
  Номер раздела
1. Основная часть
  Номер подраздела
1.1. Выбор идей и вариантов
1.2. Техника безопасности (не общего характера, а применительно к выполненным в ходе работы операциям).
В конце наименований разделов и подразделов точка не ставится.
Каждый раздел должен начинаться с нового листа, внутри раздела рекомендуется достигать полного заполнения страницы текстом.
Наименования разделов (глав) записываются в виде заголовков прописными (большими) буквами (содержание). Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом 2 интервала. Не разрешается оставлять заголовок (подзаголовок) в нижней части страницы, помещая текст на следующей.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте аккуратно исправленного текста.
Листы пояснительной записки нумеруются, а в содержании указывается номер листа, с которого начинается каждый подраздел.
Использованная при выполнении творческого проекта литература приводится в списке использованных источников на отдельном листе, который является завершающим листом пояснительной записки. Лист со списком использованных источников нумеруется и включается в содержание.
Каждый литературный источник в списке должен быть расположен в алфавитном порядке фамилий авторов, содержать порядковый номер, инициалы  авторов. Полное наименование, издательство и год издания.
В тексте пояснительной записки можно делать ссылки на использованную литературу с указанием порядкового номера литературного источника в квадратных скобках, в необходимых случаях проставляются страницы. Например: [5] или [6 стр.20]. Также в пояснительной записке делаются сноски типа: см. приложение 2.




Содержание пояснительной записки должно кратко и четко раскрывать цель, задачи проекта, сущность и основное содержание рассматриваемых вопросов. Гипотеза в творческом проекте не пишется!
В творческом проекте можно использовать показатели и нормативы предприятий, учреждений, общественных организаций.
Иллюстрации в виде чертежей, схем, рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте (возможно, ближе к иллюстрируемой части текста), либо на отдельных листах слева. Можно расположить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разделов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу:
Например: «Рис. 5. Схема раскладки».
В тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (например, «см. рис. 3»). Цифровой материал оформляют в виде таблиц или диаграмм.
При сравнении нескольких компонентов допускается выделять их цветом.
В основном же доминирует строгий черно-белый цвет.
Если же в проекте выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справка делается надпись. Например, «Приложение 1» и т.п.
Номер страницы проставляется вверху, в середине поля. Титульный лист не нумеруется.
Заканчивается пояснительная записка библиографическим списком источников, к которым обращался учащийся во время работы над разрабатываемой проблемой и приложениями.
Если это предусмотрено темой творческого проекта, пояснительная записка должна иметь графическую часть. Объем технической и технологической документации не регламентируется – он диктуется здравым смыслом и достаточностью для практического применения. Чертеж изделия можно выполнить на формате А4. В этом случае он будет совпадать по размерам с запиской.
2. Особенности выполнения приложений к пояснительной записке во время устной защиты
  Приложением к пояснительной записке могут быть:
1.     Стенд с образцами видов работ или эталонное изделие;
2.     Стенд – технологическая карта, где показана последовательность превращения деталей в готовое изделие;
3.     Стенды с видами используемых материалов, инструментов, приспособлений (по данной теме) могут быть выполнены натуральными, в масштабе уменьшения или увеличения, имитационным (макет);
4.     Приспособления, которые предлагаются для использования;
5.     Макеты устройств, которые можно использовать при изучении темы в быту, на производстве и т.п.
Небрежно, неряшливо выполненные наглядные пособия, безвкусно окрашенное, прикрепленное проволочками, грубыми скобами и т.д. – антирекламны, вызывают антипатию.
Поэтому конкретная манера выполнения приложений к творческому проекту должна оговариваться в беседе с руководителем проекта. Желательно, чтобы приложения имели действительно экспозиционное исполнение, а отделке внешнего вида уделялось самое пристальное внимание. 

3. Требования к структурным элементам текстового документа
3.1. Титульный лист
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В центре листа формата А4 дается название проекта без слова «тема» и без кавычек. Оно должно быть кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта.
Ниже указываются класс, фамилия и имя учащегося, выполнившего проект (в именительном падеже).
Затем фамилия, имя и отчество руководителя проекта.
В нижнем поле по центру листа указывается название города и год выполнения работы без слова «год» и «г» .



Образец оформления титульного листа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Лицей № 1524"
Предмет Технология 

Домик для птиц
Исполнитель: учащийся ….. класса
ГБОУ Лицея № 1524  Иванов Иван
Руководитель: учитель технологии
                                                                 Пишко Михаил Анатольевич
г. Москва
2015-16

3.2. Содержание
  Содержание должно отражать все материалы, представляемые в пояснительной записке к защите.
·         Слово «содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту прописными (большими) буквами.
·         В содержании перечисляют заголовки разделов, подразделов, список литературы, приложения и указывают номера листов (страниц), на которых они начинаются.
Также необходимо, чтобы в процессе выполнения работы каждый мог овладеть определенным перечнем исследовательских умений и навыков. А для этого на основе разработки конкретных проблем каждый учащийся должен научиться самостоятельно подбирать литературу по интересующему вопросу, работать с каталогами, картотеками, летописями, информационными обзорами, составлять собственную картотеку; конспектировать литературу; выступать публично с сообщением; составлять анкеты и проводить анкетирование, различные виды опросов, тестирование, изучать документацию, проводить экспертную оценку.
Важнейшее требование к работе – учащий представляет к защите не реферат, а описание процесса самостоятельного изготовления изделия, включающее общую экспериментальную часть с анализом опыта других людей по данной проблеме.
Включение учащихся в исследовательскую работу рассматривается как эффективное средство развития интереса в какой-то узкой области профессиональной деятельности, как возможность специализации.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся творчески реализоваться, определить интерес на последующую жизнь.
Материалы, представленные на технических носителях (3D- изображение изделия, видеосъёмка изделия), должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя (диск), обозначения и наименования документов.
  Пример оформления содержания приведен в приложении 2.
  По содержанию пояснительная записка включает:
·         Титульный лист.
·         Оглавление (содержание).
·         Введение.
·         Главы основной части.
·         Заключение.
·         Библиографический список использованной литературы.
·         Приложения.



Образец оформления содержания
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование проекта……………………………………….5
1.1.Разработка и анализ первоначальных идей…………………………………6
1.2.Определение потребностей…………………………………………………7
1.3.Варианты будущего изделия…………………………………………………7
1.4.Требования к изделиям...…………………….…………………………….....8
1.5.Организация рабочего места………………………….……………………9
1.6.Инструкция  по технике безопасности при ручной обработке древесины10
1.7. Материалы и инструменты для работ……………………………………11
2.Практическая часть…………………………………………………………12
2.1.Технологическая карта на изготовление…………………………………...13
2.2.Экономическое обоснование…………………………………………....22
2.3.Экологическое обоснование………………………………….……………23
2.4.Самооценка изделия………………………………………………………...24
2.4.Оценка эксперта 1 (учителя технологии)…………………………………25
2.5.Оценка эксперта 2 (учителя географии)……………………………………26
2.6.Реклама изделия……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………..………..................29
3.3. Введение
  В нем обосновывается выбор темы творческого проекта, актуальность выбранной темы, цели и задачи, стоящие перед проектантом.
Этап целеполагания подразумевает определение конкретной цели и системы задач как промежуточных (пошаговых) целей. Для четкого определения цели педагогу – руководителю проекта необходимо заполнить несколько требований к заявленной цели:
1.     цель выражается простыми словами, желательно одним предложением.
2.     цель может легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
3.     цель может быть достигнута в определенных условиях.
4.     цель может быть достигнута усилиями:
o    проектанта;
o    проектанта + родители + друзья;
o    учителей образовательной области «Технология».
5.     Вы сможете легко определить, достигнута цель или нет.
Сформулировав цель, необходимо очень четко определить систему целеподчиненных задач – тех ступенек, поднимаясь по которым, мы доберемся до вершины – идеального результата.
Для того, чтобы построить систему задач, следует последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?».
В результате может возникнуть целая пирамида задач, на каждом этапе которой будут находиться все более мелкие и конкретные задачки, а в основании те, которые уже не «поддаются» делению.


  Построенная таким образом система последовательных задач определяет логику творческого проекта и систему действий, направленных на достижение обозначенной цели.
Также формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается для кого предназначен проект и в чем его новизна.
Во введении также можно дать характеристику основных источников получения информации (официальных, научных, литературных и т.п.)
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе.
3.4. Основная часть
  Содержание основной части проекта должно отвечать теме проекта.
От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. В основную часть должен входить раздел по разработке вариантов по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов и обосновать свой выбор в отношении одного из них.
Также необходимо представить список всего использованного оборудования и правила техники безопасности при работе с ним.
В технологической части проекта необходимо составить технологическую последовательность и разработать технологические карты поузловой обработки изделия.
Варианты ее оформления
1-й вариант
№ п/п
Описание операции
Графическое изображение или фото
Оборудование, инструменты, приспособления
2-й вариант
№ п/п
Название операции
Эскиз
Описание операции
Инструменты, приспособления

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.
Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты.
Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из них отходов, «утиля», обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.
В данном разделе необходимо дать:
·         обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;
·         определение себестоимости изготавливаемого изделия;
·         определение цены изделия, предполагаемой прибыли.
В экологическом обосновании необходимо спланировать использование отходов (например, остатки ткани можно использовать для изготовления прихватки и т.п.), также необходимо уделить внимание обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
3.5. Рекламный проспект изделия
  Рекламный проспект включает в себя:
·         Товарный знак фирмы (производителя).
·         Наименование изделия, его назначение.
·         Несколько рекламных фраз.
Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов, рисунков или их комбинации. Буквы могут быть начальными буквами фамилии и имени. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово – наименование продукции.
Название изделия может отражать его назначение и область применения, а, может быть, и не связано с ним. Описание использования товара должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты. Ориентировочно не более 20-30 слов.
Рекламные фразы должны привлекать внимание и выражать основное назначение изделия.
3.6. Заключение
  Оно должно содержать краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
3.7. Список использованных источников (библиография)
  В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
3.8. Приложение
  В приложения рекомендуется включать материалы иллюстративного и вспомогательного характера.
В приложении могут быть помещены:
· таблицы большого формата;
· дополнительные расчеты;
· фотографии, рисунки, схемы;
·         иллюстрации составных частей изделия;
·         графики, распечатки с ЭВМ.
Приложения могут быть обязательными и информационными. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата А3; А2; А1.
Заключение
  Работа над проектом, как всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендованного перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.
Библиография

Технология.: учебник для учащихся 8 класса образовательных учреждений.- 2-е изд., перераб/под. Ред.
  В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2006.
Дополнительная литература
 Технология: 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко / авт. – сост. Е.А.
 Киселева и др. -  Волгоград: Учитель, 2009.
Технология. 8 класс: поурочные планы по учебнику под.ред. В.Д. Симоненко  - Волгоград: Учитель, 2010
Технология. 8 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко/ авт.-сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009
ЦОР:
http://nsportal.ru/

Задание:  подготовить черновик пояснительной записки своего проекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий