12.04.2017г.
6б класс
Тема:
Искусство оформления книги
Книга - это и искусство слова, и
искусство изображения, верный друг и помощник. Давайте узнаем о ней побольше.
Благодаря труду и таланту многих поколений
замечательных художников появилось искусство книги. Все элементы книжного
оформления, расположенные внутри книги ( н-р титульный лист,, иллюстрации), а
также внешние элементы оформления книги (н-р суперобложку, переплет или
обложку),создают целостное произведение искусства.
Но особенно велика роль творчества художника,
В 20 веке возникает такое понятие, как «дизайн
книги».
Не
всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь
Ее
история своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по–разному
пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость,
дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли.
В
седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных
художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках
и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.
ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ –
самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой
слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру
глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич.
Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги
писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.
А
в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника
с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали
палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и
получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения
свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.
Много
веков люди пользовались папирусом.До нас дошли египетские, еврейские,
греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В
Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и
свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках
записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения
народов Древнего Востока, Греции и Рима.
На
смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.
В
древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных.На нем можно
было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались
четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе
они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга,
в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему
виду кодекс напоминает современную книгу.На написание одной книги уходило целое
стадо баранов.Книга писалась от руки несколько лет.
.В
Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили
костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка.
Стерженёк подвешивали к поясу.
На
сегодняшний день известно около 1000 берестяных грамот. Они были обнаружены в
Новгороде, Пскове, Смоленске, Твери.
Во
2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу
изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части
коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить
волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились
длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться
на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки.
Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не
получил такого признания, как бумага.
Учитель:
-
Кто знает, в каком веке в России
появилась бумага?
(
В 14 веке.)
Бумага
доставлялась из Италии, а столетие спустя из Франции. Ее было очень мало, и
поэтому писали на пергаменте, бересте и на дощечках.
Дощечки
широко использовались на Руси. Пришедший в негодность слой воска можно было
заменить и писать снова.
А
чем писали на бумаге?
Писали
гусиными перьями со срезанным концом под определенным углом.
Писать
гусиным пером без навыка непросто. Хитрость состояла в том, чтобы не слишком
нажимать на стержень.
Рецептов
изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди,иквас,и
мед. Когда чернила высыхали, то становились темно - коричневого цвета.
В
разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта
считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были
монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой.
А
художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок.
Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями.
Книги были подлинными произведениями искусства.
Самой дорогой книгой мира ныне считается
«Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный
на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350 тысяч долларов. Ныне
она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса.
Есть
деревянная, каменная, золотаяи металлическая книга.
-
Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась
так:на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким,
разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек
соединяли шнурком в книжечку.
-
Каменная книга высечена на стенах храма в Фавах. Это древняя летопись, каменные
страницы которой достигают 40 метров в ширину.
-
Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри-
Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах
выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.
-
Кузнец из болгарского селения Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4
кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах знаменитые на весь мир шутки, афоризмы и
пословицы.
Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя
первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше,чем за год было
напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.
В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве
первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван
Федоров – дьякон церкви Николы и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец.
1
марта 1564 года он напечатал книгу «Деяния святых апостолов». Этот день вошел в
историю как дата рождения первой русской печатной книги.
Книга
Ивана Федорова - настоящий шедевр книжного искусства.
В
Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник
Ивану Федорову.
Далеко
ушла от своих древних предков книга. Она стала легче, радует глаз
ровными строчками, многоцветьем переплетов. И все-таки, при всех своих
отличиях, наша сегодняшняя книга сохранила в своем облике черты, которые
складывались веками.
Давайте
познакомимся с той книгой, которая сегодня приходит в наш дом.
С
появлением кодекса возникает переплет,
который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных
книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, жемчугом, драгоценными
камнями.
...С
развитием книгопечатания меняется переплет книги. Он перестает быть уникальным
произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям -
предохраняет книгу!
Объемные
книги одеваются в прочный переплет. Его назначение —продлить ее жизнь.
Сегодня
книги выпускают не только в переплетах. Брошюры, журналы, книги в одну
тетрадку часто выходят в обложках.
Обложки делают из более плотной, прочной бумаги. Обложка выполняет те же
художественные функции, что и переплет.
На
переплете и обложке печатаются фамилия автора и название книги.
Многие
современные издания имеют суперобложку — бумажную обложку (обычно с
красочной иллюстрацией), надеваемую поверх переплета книги. Она предохраняет
ценные переплеты от порчи и является элементом художественного оформления
книги.
Откройте
переплет — и вы увидите, что он соединяется с книгой двумя форзацами —
согнутыми вдвое листами бумаги. Слово это немецкого происхождения и в
буквальном переводе означает «перед набором». Форзац может быть белым
или печатным. Форзац - это графическое предисловие к книге, вступление, где
художник создает нужное настроение, готовит к встрече с героями. Бывают книги
и с двумя разными форзацами - в начале и в конце.
Первая
страница книги называется титульным листом или титулом. На титуле
помещаются основные сведения: название книги, фамилия автора, наименование
издательства, место и год издания.
Иногда
перед титулом помещается фронтиспис — это лист, на котором помещен портрет автора
или рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги. В старой
книге фронтиспис был часто единственной иллюстрацией.
Учитель
Итак,
знакомство с историей книги продолжается...
Мастера
рукописной книги стремились к гармоническому
расположению
текста, иллюстраций, украшений. И уже тогда сложились основные формы оформления
книжной полосы - страницы.
В современных книгах, как в старину, иногда первая
строка в начале главы украшается буквицей,
Буквица — древнейший
элемент оформления книги.
Все
рассмотренные элементы книги относятся к ее оформлению. Но есть еще и
иллюстрации, они появились и сопровождают книгу с самых давних времен.
Иллюстрации
делают книгу наряднее, красивее, ее приятно держать в руках, рассматривать, иллюстрации помогают при чтении.
Как
же художник создает их? Прежде всего он читает произведение, делает много
набросков.
Художнику необходимо знать, эпоху и быт,
одежду того времени, которую изображает. Вряд ли будет уместен джинсовый костюм
на Марье-искуснице или мебель нашего времени в горнице у Ивана-царевича.
Многие
книги имеют иллюстрации — это рисунки, живое описание, наглядное
изображение, проясняющие какой-либо текст, изображающие наиболее интересные и
важные события, которые описывает автор.
Последняя полоса в книге, главе или разделе может завершаться
орнаментально-декоративной или сюжетной
концовкой.
В
самом конце книги обязательно публикуются выходные сведения, в которых
дается необходимая информация о самом издании и о работниках издательства,
готовивших его к печати.
Слово «книга» происходит от церковно – славянского
выражения, что означает буквы или письмо.
Письменность,
как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи
мыслей. История мировой письменности знает четыре основных вида письма:
-пиктографическое
(картинное) –это самое древнее письмо в виде наскальных рисунков - образов
первобытных людей;
-идеографическое
-это письмо представляет собой, как правило, отдельные слова или даже целые
понятия;
Слоговое
(т.е.один письменный знак - слог) -это письмо некоторых народов Индии; в Японии
оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
-буквенно-звуковое
(фонемы) -это письмо, выражающее состав
языка. (т. е алфавита).Буквенно-звуковая система письма - основа письма многих
народов современного мира.Древнерусскими называют все рукописные и
первопечатные шрифты (конец 17- начало 18века): кириллица, глаголица, устав,
полуустав, скоропись, вязь.
Русская
вязь - особое декоративное письмо употреблявшееся в 15веке главным образом для
выделения заглавий,
Есть
такой орнамент - всем орнаментам орнамент. Придумали его особые мастера -
переписчики книг (до того, как изобрели книгопечатание). Делают такой орнамент
из букв. Называется орнамент из букв - вязь. Строчку за строчкой писал
переписчик (не любой человек, а художественно одаренный и грамотный) писал толстый
том. Он так любил свой труд, так увлекался, что старался как можно ярче и
затейливее украсить каждую страничку буквами- картинками, буквами-орнаментами.
Посмотрите, какие красивые буквы-картинки
придумали переписчики-художники.
Бывают
буквы-звери, буквы-деревья, буквы-птицы и даже буквы-люди!
Особое
внимание уделялось первой букве -буквице.
Ее рисовали особенно нарядной, узорчатой, яркой. Чаще всего буквица была
красной, отсюда и название первой строки - «красная строка».
.Буквица,
или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава,
иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего
книгу.
Буква
для древнерусского человека была маленьким, но ёмким отображением мира.
И когда древнерусский художник вычерчивал и любовно раскрашивал буквицу, он
отражал в ней важный духовный смысл.
Различные
орнаменты: цветы, растения, люди, звери, птицы, просто узоры - всё шло в ход у
древнего художника. Буквицы создаются в старых традициях книжных мастеров. И
сегодня художники-иллюстраторы в своих работах используют буквицы-инициалы,
черпая вдохновение у старых мастеров и бережно храня их традиции.
- Буквица как элемент
оформления дошла и до наших дней.
Задание: (создать,
сделать) свою книжку. Автором этой книги являетесь вы: напишите текст и
иллюстрации, обложку для своей книги, название своей книги-сказки с применением буквицы на тему
- «Пишем сказки сами».
12.04.2017г.
7а класс
Тема: Понятие стандарта. Чертежные шрифты
Применение стандартов в черчении. Чертежные шрифты.
выполнение чертежного шрифта на миллиметровой бумаге
- Понятие о
стандартах ЕСКД.
Если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи
по-своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны
другим. Чтобы избежать этого, в СССР приняты и действуют государственные
стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Стандарты
ЕСКД — это нормативные документы, которые устанавливают единые правила
выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях
промышленности. К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные
чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.
Стандарты
установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды
продукции, выпускаемой нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ)
обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.
Каждому
стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его
регистрации.
Стандарты
время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием
промышленности и совершенствованием инженерной графики.
Впервые
в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 г . под названием
«Чертежи для всех видов машиностроения». В дальнейшем они заменялись новыми.
Форматы. Основная надпись чертежа. Чертежи и другие
конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах
определенных размеров.
Для
экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими
стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой
линией. В школе вы будете пользоваться форматом, размеры сторон которого
297X210 мм. Его обозначают А4.
Каждый
чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле (рис. 18). Линии рамки
— сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки,
выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны
— на расстоянии 20 мм
от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.
На
чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись (см. рис. 18).
Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных
чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со
сторонами 22X145 мм (рис. 19, а). Образец заполненной основной надписи показан
на рисунке 19, б.
Производственные
чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а
основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других
форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой
стороны.
В
виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено
располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.
Прежде
чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого
прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску
кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, как
показано на рисунке 20. Прижав лист бумаги к доске, прикрепляют его кнопками
сначала в правом нижнем углу, а затем в остальных углах.
Подготовка листа к работе
Рамку
и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.
Какие размеры имеет
лист формата А4? На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии
рамки чертежа? Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры.
Рассмотрите рисунок 19 и перечислите, какие сведения в ней указывают.
·
Линии в
машиностроительном черчении, их начертание, толщины и назначения регламентирует
ГОСТ 2.303-68. В нем описаны девять типов линий, мы же рассмотрим 6 из них,
наиболее часто встречающихся в учебных чертежах. Вот так они выглядят:
2. Сплошная тонкая линия Ее толщина должна быть S/3 ... S/2. Назначается для изображения линий контура наложенного сечения, размерных и выносных линий, линий штриховки, выносок.
3. Штрихпунктирная тонкая линия Толщина S/3 ... S/2. Используют для изображения осевых и центровых линий, линий сечений, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
4. Штриховая линия Толщина S/3 ... S/2. Назначение: изображение линий невидимого контура.
5. Сплошная волнистая линия Толщина S/3 ... S/2. Назначение: изображение линий обрыва, линий разграничения вида и разреза.
6. Разомкнутая линия Толщина S ... 1,5s. Эта линия применяется при изображении положений секущих плоскостей простых и сложных разрезов и сечений. Не подумайте, что это такая толстая пунктирная линия. Нет. Она так и изображается на чертеже - всего два кусочка. При этом основное изображение, разрез которого собственно этой линией и определяется, находится между ними.
Важные дополнения. Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе. Обратите внимание, что толщина основной сплошной линии на чертеже должна быть одинаковой как при изображении видов, так и при вычерчивании рамки листа и основной надписи чертежа (не забывайте, что в основной надписи чертежа используются не только основные линии).
·
Шрифт чертежный - шрифт, описанный в ГОСТ 2.304-81. Если быть более точным,
то там описаны шрифты чертежные, а именно - следующие 4 типа шрифтов:
- Тип А без наклона (d=h/14);
- Тип А с наклоном около 75 ° (d=h/14);
- Тип Б без наклона (d=h/10);
- Тип Б с наклоном около 75 ° (d=h/10);
При выполнении учебных чертежей рекомендуется использовать шрифт типа Б с наклоном. Это касается размерных чисел и всех надписей. Нередко при выполнении титульного листа требуется нанести специальную вспомогательную сетку. Это позволяет выдержать правильное написание букв и цифр. Остановимся на этом моменте чуть подробнее.
Сетка чертится с шагом d. Шаг этот
получается исходя из высоты шрифта, разделенной на 10 или на 14, в зависимости
от типа. Шрифт типа Б использует сетку с шагом 0,1*h. К примеру, если вам
необходимо расчертить сетку для шрифта h=14, то расстояния между линиями сетки
по горизонтали и по вертикали будут равны 1,4мм. Откладывание с помощью линейки
расстояний в 1.4мм - дело не самое удобное, но все же не невозможное. Однако не
стоит ломать глаза на всем протяжении строки: возьмите циркуль-измеритель с
колесиком, выставьте на нем расстояние, дающее в 10 шагов высоту вашего шрифта
и "шагайте" слева направо, оставляя за собой следы, ориентируясь на
которые вы и расчертите потом наклонные линии сетки. Наклон в 75° проще всего
получить путем прикладывания друг к другу двух угольников - 30° и 45°, но никто
не запретит вам воспользоваться транспортиром. Рекомендуем использовать для
расчерчивания сетки острый карандаш марки Т (Н) - это позволит сделать ее более
"прозрачной" и конечный чертеж будет выглядеть заметно опрятнее. - Тип А без наклона (d=h/14);
- Тип А с наклоном около 75 ° (d=h/14);
- Тип Б без наклона (d=h/10);
- Тип Б с наклоном около 75 ° (d=h/10);
При выполнении учебных чертежей рекомендуется использовать шрифт типа Б с наклоном. Это касается размерных чисел и всех надписей. Нередко при выполнении титульного листа требуется нанести специальную вспомогательную сетку. Это позволяет выдержать правильное написание букв и цифр. Остановимся на этом моменте чуть подробнее.
Рекомендуется сначала не очень жирно нанести контуры букв по сетке, ориентируясь на образцы написания, и затем, проверив начертание приступить к обводке, стараясь выдерживать единую толщину и не вылезая за габариты букв. Обычно выполняют обводку от руки, движение руки рекомендуется делать слева направо и сверху вниз.
Надеюсь, теперь вы получили
достаточное представление о том, как правильно начертить титульный лист
по черчению, и в дальнейшем понятие шрифт чертежный не будет вас пугать.
Мы не рассматривали в подробностях, как выполняется титульный лист, но
рассмотрели, как правильно начертить шрифт, что позволит написать вам любую
строку, в зависимости от того, какой титульный лист принят на вашей кафедре
начертательной геометрии, инженерной графики и черчения. Вы можете скачать
бесплатно ГОСТ 2.304-81 (полный текст) здесь: скачать ГОСТ. Это отсканированный
документ, в котором помимо описанных начертаний русского алфавита можно узнать
как правильно чертить латинский шрифт, буквы греческого и польского алфавита и
специальные символы.
В случае отсутствия сил и времени на
выполнение заданий самостоятельно вы всегда можете обратиться за помощью к нам:
Задание: выучить материал о стандартах, в
рабочей тетради выполнить упражнение: цифры, знаки и буквы чертёжным шрифтом
12.04.2017г.
7а класс
Тема: Эскиз
Эскиз. Правила выполнения эскиза. Построение эскиза несложной
детали
Эскизы
|
Эскиз представляет собой чертеж, предназначенный для временного
использования в производстве, выполненный от руки, в глазомерном масштабе, с
соблюдением пропорций изображаемого предмета. Если эскиз предполагается использовать многократно, то по
эскизу выполняют чертеж.
Эскизы выполняются
при конструировании нового изделия, доработке конструкции опытного образца
изделия, поломке детали в процессе эксплуатации, если в наличии нет запасной
детали и др.
Эскиз требует такого
же тщательного выполнения, как и чертеж. Несмотря на то что соотношение
высоты к длине и ширине детали определяется на глаз, размеры, проставляемые
на эскизе, должны соответствовать действительным размерам детали.
При выполнении
эскиза соблюдаются все правила, установленные ГОСТом ЕСКД.
Эскиз удобнее
выполнять на бумаге в клетку карандашом марки M или TM. На эскизе выполняют
внутреннюю рамку и основную надпись чертежа.
Разница между
чертежом и эскизом заключается в том, что чертеж выполняется чертежными
инструментами, в масштабе, а эскиз — от руки, в глазомерном масштабе.
Эскиз детали
выполняют в следующей последовательности :
1)
наносят внутреннюю рамку и основную надпись на формат;
2)
изучают форму детали и определяют, из какого материала изготовлена деталь;
3)
устанавливают пропорциональное соотношение размеров всех элементов детали
между собой;
4)
выбирают положение детали относительно плоскостей проекций, определяют
главное изображение чертежа и минимальное число изображений, позволяющих
полно выявить форму детали;
5)
на глаз выбирают масштаб изображений и размещают их на поле формата с помощью
габаритных прямоугольников так, чтобы между ними было достаточно места для
нанесения размеров;
6)
при необходимости наносят осевые и центровые линии и выполняют изображения
детали;
7)
обводят изображения;
8)
наносят размерные и выносные линии;
9)
обмеряют деталь различными измерительными инструментами (линейкой,
угломером, штангенциркулем, нутромером). Полученные размеры наносят над
соответствующими размерными линиями;
10) заполняют
основную надпись чертежа;
11) проверяют
правильность выполнения эскиза.
|
Задание:
составить конспект статьи о правилах оформления эскизов, записать в рабочую
тетрадь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий