среда, 19 апреля 2017 г.

18.04. 2017г.
5б класс
Тема: Этнографический музей
 Изображение интерьера русской избы, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве 
Графическая композиция по памяти.
Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) поискусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.

В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
- Как называется наш музей?
- Этнографический музей в форме крестьянской избы.
- А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )
В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.
Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.
Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.
В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.
Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.
На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывался в народных представлениях с небом, пол – с землей, подпол олицетворял подземный мир, окна – свет.
Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”
Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.
- Как вы думаете, для чего служили прялки?
Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.
Прялка и прядение в поговорках
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Какова пряха, такова на ней и рубаха
Прялка не Бог, а рубаху даёт
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь



Обычаи с прялкой
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники.


Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.


В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
- С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические изделия покрывали минеральными красками и украшали линейным орнаментом. Это были кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.
Задание: Создать  графическую композицию об этнографическом  музее  своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др.)


7а, б классы  ИЗО
Тема: Влияние мифологических  представлений на повседневную жизнь русской деревни
Мифологическое значение слова «деревня».
Роль и значение расположения деревни в ландшафте. Нередко в больших деревнях (сёлах) центральное место отводилось православному храму. Церковь была центром сельского прихода (нескольких ближних деревень).
Мирское пространство деревни: расположение вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.
Сакральное пространство деревенского мира. Связь жизни деревни с окружающей природой. Панно «Мир северной деревни».
Гармония пространства жизни и быта в традиционной русской культуре ( на примере этнографии русских ХIХ – ХХ веков)
Сегодня стало модным обращаться к опыту Востока. Это и медицина , и различные оздоровительные системы и загадочный фэн-шуй – древнекитайское искусство , обучающее тому, как жить в гармонии с окружением. Наше небольшое исследование – попытка анализа опыта русского этноса в этой сфере. Есть краткое русское слово – лад, отражающее суть китайского фэн-шуя. Раньше опят этот передавался спонтанно, естественно. Сегодня есть смысл его вспомнить, обратиться к многовековой русской традиции устройства гармоничного пространства жизни.
Место. Ландшафт.
Наши предки имели иные, нежели у нас, взгляды на то место, называемое домом, где им предстояло жить, растить детей, праздновать, любить, принимать гостей.
Попробуем обратиться к их опыту, восстановить для себя их ощущение пространства бытия, которое «делалось» ими с соблюдением обычаев и обрядов чтобы максимально успешно обслуживать их жизнь.
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды.
При постройке жилья крестьянин придавал ему ориентацию по сторонам света. Он ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Например, в Нижегородской губернии дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Дома однорядных поселений ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. На ровной и сухой площадке он строил овин и гумно, «на глазах» – перед домом ставил амбар. На вершину холма поднимал ветряную мельницу, внизу у воды, сооружал баню.
Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, “продувающим”; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту.
Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома.
Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня – место неосвященное – там нет икон. Баня – место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения.
Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. У народов мира есть множество сходных примет и обрядов, где используется чутье животных.
Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев – принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял.
Здесь уместно будет напомнить, что православие имеет языческие корни, которые христианство не уничтожило. Язычество христианина отражает реальность его бытия среди живой природы, которую он воспринимал как одухотворенную, то есть проявляющуюся как равный ему субъект. Предки наши – славяне, как правило, облекали знания в мифологические метафоры, пословицы, поговорки, приметы. От этого нисколько не снижалась ценность накопленного ими знания, сегодня забытого и мало используемого. Мы склонны скорее обратиться к современному дизайнеру, опирающемуся на опять таки на традиционное, но китайское фен-шуй, чем использовать опыт собственных предков.
Осколки картины мира древних славян сохранились у русских практически до конца ХIХ века. Говоря о строительстве дома, мы можем наблюдать ее проявления и в ниже описанном обряде.
На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно – березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» — «центр мира». На наш взгляд этот ритуал отражает представление наших предков о собственном времени и месте пребывания в мире. Заметим, что крестьянами ХIХ века это делалось вряд ли осознанно, с пониманием. Архаический смысл обряда мог означать, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина дома события, протекать его жизнь, жизнь его детей и,возможно внуков и правнуков. Ритуальное дерево заменялось живым, посаженным возле дома. Оно несло сакральный смысл древа мирового, а кроме этого, человек, посадивший дерево, манифестировал, что пространство вокруг дома – не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Выбор породы дерева – чаще всего сажали рябину, тоже был неслучайный. И плод рябины и лист имеет графику креста, а значит, в картине мира русских, являются естественным оберегом.
Особое значение придавалось закладке первого венца: он делил все пространство на домашнее и недомашнее, на внутреннее и внешнее. Из хаоса окружающей природы, стихии, выделялся остров обетованный – макрокосм человеческой жизни.
Усадьба. ДОМ.
Рассмотрим типическую форму традиционного жилья. Изба – клеть, представляющая из себя прямоугольник, над которой возвышается двускатная крыша. Попробуем прочесть это в системе фен-шуй. По стихиям – это земля, обогреваемая огнем. То есть энергетически дом являлся как бы продолжением стихии Земля, но чтобы она не была размыта стихией воды, льющейся сверху, крыша – огонь защищала и согревала. Огонь соединял пространство дома с Огнем небесным, Солнцем, Светом Звезд и Луны. По двускатной крыше энергия стекает на дом, омывая его. Для сравнения: наши сегодняшние дома-коробки лишены вертикали, которая бы способствовала как антенна, соединению с энергией Космоса. Это на прямую связано с самочувствием человека, живущего в таком доме и среди такой плоской архитектуры. В архитектуре Нижнего Новгорода, например, последних 10 лет стараются сделать башню, шпиль, высокую, устремленную к небо крышу, причем, как у жилых домов, так и у административных. Это интуитивное стремление компенсации за долгий период своеобразного серого застоя во внешнем убранстве и самочувствии. Что мы можем вспомнить из «архитектурных стилей» советского периода? «Сталинки», «хрущевки», панельное строительство. Как их внешний вид, так и внутреннее убранство нельзя назвать комфортным для человека.
На фасадах домов наших предков, например, в нашем лесном Нижегородском крае, была отражена в деревянной резьбе картина мира древних предков или присутствовали отдельные ее детали, как бы намеками ее обозначающие. Суть орнаментального украшения – изображение трех миров. Фронтон – верхний мир, срединная часть фасада – земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом – хтонический, непроявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа – все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы, через которые развертывалось пространство нужного качества. То есть предполагалось, что дом должен быть полной чашей, его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Это и обслуживали орнаменты фасада.
Интерьер.
Сакральные смыслы в простой русской избе, проявляющиеся в ритуалах, доминировали над чистотой и комфортом с нашей современной точки зрения.
Практически все домашнее пространство как бы «оживало», участвуя как место для проведения определенных семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, похоронами, приемом гостей
Начнем, как принято, от печки.
Русская печь – самый крупный объем в интерьере дома. Они занимала площадь 2,5 – 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивал равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней.
Печь, как уже нами отмечалось, домашний алтарь. Она согревает дом, огнем преображает продукты, принесенные в дом. Печь – место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит – сваха, пришла сватать.
А человек, переночевавший на печи, становится «своим».
Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Из всех стихий, огонь – самая почитаемая. Ни один из языческих праздников не обходился без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.
Отметим, что, например, в Нижегородском крае печь топилась по-черному, и ни о каком удобстве в нашем понимании – чистоте, свежем воздухе,- речи вообще не шло. Топка печи по-белому преобразила дом. В то же время традиционная мебель и интерьер заволжской крестьянской избы оставался неизменным. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки – правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа – «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке – «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи – «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 199)
У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства – у печи, поэтому оно так и называлось – «бабий кут». Место хозяина – отца – у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи – теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях – настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.
Грудной ребенок качался в зыбке, прикрепленной к концу шеста, который крепился к потолку через кольцо, укрепленное в нем. Это давало возможность перемещать зыбку в любой конец избы.
Обязательной принадлежностью крестьянского жилища была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом.
Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Например, молитва обязательно читалась перед и после трапезы.
Красный угол – христианский алтарь и печь – алтарь «языческий», составляли некое напряжение, располагаясь по диагонали пространства дома. Именно в это – передней части избы – располагалась красная скамья, стол, перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти дальше, в это обжитое, хранимое Богом и Огнем, пространство.
Кроме уже выше описанного первого уровня интерьера, был второй, расположенный на печном столбе, который располагался у внешнего угла печи — почти посреди избы и доходил по высоте до плеча печи. От печного столба, опираясь на него, шли два толстых бруса – один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 – 1,7 метра от пола. Первый – палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила — традиционного спального места. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». На хлебный брус как на полку, ставили свежевыпеченные хлеба и пироги. Как мы видим, второй жилой ярус непосредственно связан с жизненными процессами домочадцев – трапезой и сном. Если открыть дверь и заглянуть в избу, то что творится на полатях вообще не будет видно – они располагаются над головой вошедшего, а место у печки будет скрыто выступающим печным столбом и занавеской, которой иногда отгораживался бабий кут как раз по верхней границе, обозначенной хлебным брусом. Естественно, что с печным столбом – как бы самой сильной несущей конструкцией в дому — связано множество ритуалов. Например, когда ребенок становился на ножки и делал первые шаги, его навещала повитуха. Она ставила своего питомца спиной к печному столбу с приговором: «Как печной столб крепок, так и ты будь здоров и силен»
Из передвижной мебели можем назвать только стол и одну или две переметные скамьи. Пространство избы не предполагало излишеств, да они в крестьянской жизни и не были возможны. Совсем иное пространство в доме зажиточных поволжских или всегда свободных северных крестьян.
Окна и двери.
Вход в избу предварялся сенями, вход в дом – крыльцом. Крыльцо – это несколько ступенек вверх, потом дверь, ведущая в сени, сени, и дверь, ведущая в избу. Никогда двери не располагались на одной прямой. Поток воздуха и всего, что он нес, как бы завихрялся, ослабевал и в саму избу попадал уже «очищенный», наполненным добрым ароматом сушившихся в сенях трав и доносившимся со двора запахом коровы.
Окна и двери, как некие магистрали, проходы в дом и из дома всегда обрамлялись внешне и их пересечение сопровождалось ритуалами. Перед выходом хозяев на улицу она могла быть такой: «Господи благослови на хороший день, убереги от плохих, злых людей!». Перед тем, как войти в чужой дом, тоже читалась молитва.
Эти обычаи связаны с тем, что человек на подсознательном уровне различал пространство дома, где ему ничего не угрожало и пространство внешнее, где могло произойти всякое.
Окно, вид из него на природу, небо, звезды, луну, солнце являет связь человека с Космосом, Богом. Подать что-нибудь в окно – Богу подать, то есть нищему – божьему человеку. Самые важные вести человек получит через окно, потому что у сообщающего их нет время заходить в дом — он спешит поделиться новостями.
Окно — это и связь с миром мертвых. Например, через окно выносили умерших некрещеных детей: они умерли, хотя еще не были приняты миром живых. «Бог дал — Бог взял». То есть почти нет времени их земной жизни и душу ребенка возвращают в мир, откуда он только что пришел.
Через окно подадут на Святки колядующим — то есть тем, кто принес божественные пожелания хозяевам.
Освоение пространства.
Дом являлся как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем.
Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги – и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом.
Отстроенный полностью дом — еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д.
До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом “обживали” оставленные на ночь петух и курица По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми.
Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с “переселением” домового.
Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения:
«Хозяин домовой, пусти нас пожить» или:
«Хозяин и хозяюшка,
Будьте вместе с нами,
Дайте жизни хорошей.
Нам не ночь ночевать,
А век вековать».(3, с. 24, 21)
Что за дух – домовой?
Обычно это называли хозяин, хозяюшко, дедко, дедушка. В некоторых местностях – доброжил, доброхот, суседко или просто – Сам, Он, Тот-то.
Считалось, что домовой невидим, обнаруживает себя только звуками, хотя при определенных условиях можно с ним и встретиться. Например, рассказывали, что он принимает вид умершего хозяина дома, редко – вид домашних животных. Живет он обычно под печкой, и не потому, что там тепло. Печка в картине мира язычника — домашний алтарь. Домовой как домашний добрый дух, хранитель дома, соединяется с центральным сакральным местом – печкой – живым пылающим огнем. Домовой считается покровителем семьи. Он и домашний оракул: о событиях он «предупреждает» различными звуками – стонами, оханьем, плачем, смехом. Плач – к горю, смех – к гостям.
Как мы можем объяснить “живучесть” представления людей о этом духе ? Пространство дома для человека самое безопасное место в мире, место силы. И для наших предков, и для нас важно, чтобы в доме было удобно, уютно, жилось весело, счастливо и сытно. При этом необходимо было как-то объяснять все, что происходит в доме. Самым удобным для этого было определить духа-покровителя и его действиями объяснять все, что происходило в пространстве дома.
Домовой был своеобразным блюстителем нравственности в доме. Того или иного нельзя было делать, так как Он может рассердиться. Например, женщине ходить простоволосой, без платка было строго запрещено, и «следил» за этим именно домовой. Дух мог мешать тайным грехам супругов, разнообразно наказывая виновника.
Картина мира предков представляет нам пространство дома как живое, одухотворенное. Между людьми, живущими в доме и духом дома, т.е. пространством, возможен диалог. Пространство зависит от настроения и поведения домашних. То есть «работает» формула: «Какой ты, то на тебя и идет»
Примерно такую же роль играл еще один домашний дух, менее известный и популярный в народе – Кикимора.
При переезде в новый дом важны были и первые предметы, которые хозяин в него вносил. Это мог быть огонь в виде горшка с углями, икона, хлеб и соль, миска с кашей или тестом. Эти вещи символизировали богатство, плодородие, изобилие и несли идею освоения нового пространства. Мы видим, что кроме иконы, сакральный смысл вносимого определяется языческой картиной мира.
Внешнее пространство оформления дома предполагало связь дома с окружающим миром и тем самым включало семью и отдельных ее членов в макрокосм бытия.
***
Современное украшение интерьера – мобиль, который подвешивается к потолку и колышется в потоке воздуха, — изобретение наших предков. Вспомним архангельских «Птиц счастья» сделанных из щепы, которые подвешивались к потолку и медленно вращались от потоков воздуха – теплого, исходящего от печи, холодного, от открывания двери. Кружится птица – вращается колесо жизни, вертится земля, вселенная….
Кружится под потолком с современным интерьером мобиль – кто задумывается над смыслом очередного круга, описанного им….
Задание: создать  полуобъёмную  композицию на тему организации пространства деревенской жизни.
Передача в работе сакрального пространства деревенского мира.
Понимать и уметь объяснять мифологическое значение слова «деревня».
Уметь обосновывать роль и значение расположения деревни в ландшафте, выбор места — центра нового мира.
Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.
Понимать взаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.

7б класс технология

Тема: Эскиз

Эскиз. Правила выполнения эскиза. Построение эскиза несложной детали

Эскизы

Эскиз представляет собой чертеж, предназначенный для вре­менного использования в производстве, выполненный от руки, в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорций изображаемо­го предмета. Если эскиз предполагается использовать много­кратно, то по эскизу выполняют чертеж.
Эскизы выполняются при конструировании нового изделия, доработке конструкции опытного образца изделия, поломке де­тали в процессе эксплуатации, если в наличии нет запасной де­тали и др.
Эскиз требует такого же тщательного выполнения, как и чер­теж. Несмотря на то что соотношение высоты к длине и ширине детали определяется на глаз, размеры, проставляемые на эскизе, должны соответствовать действительным размерам детали.
При выполнении эскиза соблюдаются все правила, установ­ленные ГОСТом ЕСКД.
Эскиз удобнее выполнять на бумаге в клетку карандашом марки M или TM. На эскизе выполняют внутреннюю рамку и основную надпись чертежа.
Разница между чертежом и эскизом заключается в том, что чертеж выполняется чертежными инструментами, в масштабе, а эскиз — от руки, в глазомерном масштабе.
Эскиз детали выполняют в следующей последовательности (рис. 177):
1)    наносят внутреннюю рамку и основную надпись на фор­мат;
2)   изучают форму детали и определяют, из какого материала изготовлена деталь;
3)     устанавливают пропорциональное соотношение размеров всех элементов детали между собой;
4)    выбирают положение детали относительно плоскостей про­екций, определяют главное изображение чертежа и минимальное число изображений, позволяющих полно выявить форму детали;
5)    на глаз выбирают масштаб изображений и размещают их на поле формата с помощью габаритных прямоугольников так, чтобы между ними было достаточно места для нанесения раз­меров;
6)     при необходимости наносят осевые и центровые линии и выполняют изображения детали;
7)   обводят изображения;
8)   наносят размерные и выносные линии;
9)    обмеряют деталь различными измерительными инструмен­тами (линейкой, угломером, штангенциркулем, нутромером). По­лученные размеры наносят над соответствующими размерными линиями;
10)  заполняют основную надпись чертежа;
11)  проверяют правильность выполнения эскиза.

 Задание: составить конспект статьи о правилах оформления эскизов, записать в рабочую тетрадь.

8б класс
Тема: Требования к пояснительной записке
Знать правила и последовательность  работы над творческим проектом, уметь оформлять пояснительную записку и защищать выполненную работу
Требования к оформлению пояснительной записки
к творческому проекту по технологии
Содержание
Введение
1. Общие методические рекомендации
2. Особенности выполнения приложений к пояснительной записке

3. Требования к структурным элементам текстового документа
3.1. Титульный лист
3.2. Содержание
3.3. Введение
3.4. Основная часть
3.5. Рекламный проспект изделия
3.6. Заключение
3.7. Список использованных источников (библиография)
3.8. Приложение

Заключение
Библиография
Приложение
Введение
  Основной целью данных методических рекомендаций является определение характера требований, порядка, методики оформления и выполнения творческого проекта для участия во всероссийской олимпиаде учащихся по предмету Технология.
1. Общие методические рекомендации
  Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений по предмету Технология и по другим  предметам школьного курса.
На протяжении учебного года учащийся подбирает соответствующий своей теме материал для выполнения творческого проекта по предмету Технология, а именно: обоснование выбора темы, исторический материал, установленные нормативы расхода материалов, дополнительную информацию и т.д.
Творческий проект представляет собой пояснительную записку, содержащую расчетные данные, и готовое изделие.
Объем пояснительной записки должен быть в пределах 20-25 страниц машинописного текста.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, одним цветом на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм) на компьютере. При заполнении листа следует оставить поля: слева – 30 мм; вверху и внизу – 20 мм; справа – 15 мм (размеры полей для всей записки).
Первым листом пояснительной записки является отпечатанный титульный лист (см. ниже). За титульным листом следует содержание, в котором указываются разделы и подразделы пояснительной записки с их порядковыми номерами. Нумерация подразделов выполняется в пределах каждого раздела и состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например:
  Номер раздела
1. Основная часть
  Номер подраздела
1.1. Выбор идей и вариантов
1.2. Техника безопасности (не общего характера, а применительно к выполненным в ходе работы операциям).
В конце наименований разделов и подразделов точка не ставится.
Каждый раздел должен начинаться с нового листа, внутри раздела рекомендуется достигать полного заполнения страницы текстом.
Наименования разделов (глав) записываются в виде заголовков прописными (большими) буквами (содержание). Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом 2 интервала. Не разрешается оставлять заголовок (подзаголовок) в нижней части страницы, помещая текст на следующей.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте аккуратно исправленного текста.
Листы пояснительной записки нумеруются, а в содержании указывается номер листа, с которого начинается каждый подраздел.
Использованная при выполнении творческого проекта литература приводится в списке использованных источников на отдельном листе, который является завершающим листом пояснительной записки. Лист со списком использованных источников нумеруется и включается в содержание.
Каждый литературный источник в списке должен быть расположен в алфавитном порядке фамилий авторов, содержать порядковый номер, инициалы  авторов. Полное наименование, издательство и год издания.
В тексте пояснительной записки можно делать ссылки на использованную литературу с указанием порядкового номера литературного источника в квадратных скобках, в необходимых случаях проставляются страницы. Например: [5] или [6 стр.20]. Также в пояснительной записке делаются сноски типа: см. приложение 2.




Содержание пояснительной записки должно кратко и четко раскрывать цель, задачи проекта, сущность и основное содержание рассматриваемых вопросов. Гипотеза в творческом проекте не пишется!
В творческом проекте можно использовать показатели и нормативы предприятий, учреждений, общественных организаций.
Иллюстрации в виде чертежей, схем, рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте (возможно, ближе к иллюстрируемой части текста), либо на отдельных листах слева. Можно расположить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разделов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу:
Например: «Рис. 5. Схема раскладки».
В тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (например, «см. рис. 3»). Цифровой материал оформляют в виде таблиц или диаграмм.
При сравнении нескольких компонентов допускается выделять их цветом.
В основном же доминирует строгий черно-белый цвет.
Если же в проекте выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справка делается надпись. Например, «Приложение 1» и т.п.
Номер страницы проставляется вверху, в середине поля. Титульный лист не нумеруется.
Заканчивается пояснительная записка библиографическим списком источников, к которым обращался учащийся во время работы над разрабатываемой проблемой и приложениями.
Если это предусмотрено темой творческого проекта, пояснительная записка должна иметь графическую часть. Объем технической и технологической документации не регламентируется – он диктуется здравым смыслом и достаточностью для практического применения. Чертеж изделия можно выполнить на формате А4. В этом случае он будет совпадать по размерам с запиской.
2. Особенности выполнения приложений к пояснительной записке во время устной защиты
  Приложением к пояснительной записке могут быть:
1.     Стенд с образцами видов работ или эталонное изделие;
2.     Стенд – технологическая карта, где показана последовательность превращения деталей в готовое изделие;
3.     Стенды с видами используемых материалов, инструментов, приспособлений (по данной теме) могут быть выполнены натуральными, в масштабе уменьшения или увеличения, имитационным (макет);
4.     Приспособления, которые предлагаются для использования;
5.     Макеты устройств, которые можно использовать при изучении темы в быту, на производстве и т.п.
Небрежно, неряшливо выполненные наглядные пособия, безвкусно окрашенное, прикрепленное проволочками, грубыми скобами и т.д. – антирекламны, вызывают антипатию.
Поэтому конкретная манера выполнения приложений к творческому проекту должна оговариваться в беседе с руководителем проекта. Желательно, чтобы приложения имели действительно экспозиционное исполнение, а отделке внешнего вида уделялось самое пристальное внимание. 

3. Требования к структурным элементам текстового документа
3.1. Титульный лист
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В центре листа формата А4 дается название проекта без слова «тема» и без кавычек. Оно должно быть кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта.
Ниже указываются класс, фамилия и имя учащегося, выполнившего проект (в именительном падеже).
Затем фамилия, имя и отчество руководителя проекта.
В нижнем поле по центру листа указывается название города и год выполнения работы без слова «год» и «г» .



Образец оформления титульного листа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Лицей № 1524"
Предмет Технология 

Домик для птиц
Исполнитель: учащийся ….. класса
ГБОУ Лицея № 1524  Иванов Иван
Руководитель: учитель технологии
                                                                 Пишко Михаил Анатольевич
г. Москва
2015-16

3.2. Содержание
  Содержание должно отражать все материалы, представляемые в пояснительной записке к защите.
·         Слово «содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту прописными (большими) буквами.
·         В содержании перечисляют заголовки разделов, подразделов, список литературы, приложения и указывают номера листов (страниц), на которых они начинаются.
Также необходимо, чтобы в процессе выполнения работы каждый мог овладеть определенным перечнем исследовательских умений и навыков. А для этого на основе разработки конкретных проблем каждый учащийся должен научиться самостоятельно подбирать литературу по интересующему вопросу, работать с каталогами, картотеками, летописями, информационными обзорами, составлять собственную картотеку; конспектировать литературу; выступать публично с сообщением; составлять анкеты и проводить анкетирование, различные виды опросов, тестирование, изучать документацию, проводить экспертную оценку.
Важнейшее требование к работе – учащий представляет к защите не реферат, а описание процесса самостоятельного изготовления изделия, включающее общую экспериментальную часть с анализом опыта других людей по данной проблеме.
Включение учащихся в исследовательскую работу рассматривается как эффективное средство развития интереса в какой-то узкой области профессиональной деятельности, как возможность специализации.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся творчески реализоваться, определить интерес на последующую жизнь.
Материалы, представленные на технических носителях (3D- изображение изделия, видеосъёмка изделия), должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя (диск), обозначения и наименования документов.
  Пример оформления содержания приведен в приложении 2.
  По содержанию пояснительная записка включает:
·         Титульный лист.
·         Оглавление (содержание).
·         Введение.
·         Главы основной части.
·         Заключение.
·         Библиографический список использованной литературы.
·         Приложения.



Образец оформления содержания
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование проекта……………………………………….5
1.1.Разработка и анализ первоначальных идей…………………………………6
1.2.Определение потребностей…………………………………………………7
1.3.Варианты будущего изделия…………………………………………………7
1.4.Требования к изделиям...…………………….…………………………….....8
1.5.Организация рабочего места………………………….……………………9
1.6.Инструкция  по технике безопасности при ручной обработке древесины10
1.7. Материалы и инструменты для работ……………………………………11
2.Практическая часть…………………………………………………………12
2.1.Технологическая карта на изготовление…………………………………...13
2.2.Экономическое обоснование…………………………………………....22
2.3.Экологическое обоснование………………………………….……………23
2.4.Самооценка изделия………………………………………………………...24
2.4.Оценка эксперта 1 (учителя технологии)…………………………………25
2.5.Оценка эксперта 2 (учителя географии)……………………………………26
2.6.Реклама изделия……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………..………..................29
3.3. Введение
  В нем обосновывается выбор темы творческого проекта, актуальность выбранной темы, цели и задачи, стоящие перед проектантом.
Этап целеполагания подразумевает определение конкретной цели и системы задач как промежуточных (пошаговых) целей. Для четкого определения цели педагогу – руководителю проекта необходимо заполнить несколько требований к заявленной цели:
1.     цель выражается простыми словами, желательно одним предложением.
2.     цель может легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
3.     цель может быть достигнута в определенных условиях.
4.     цель может быть достигнута усилиями:
o    проектанта;
o    проектанта + родители + друзья;
o    учителей образовательной области «Технология».
5.     Вы сможете легко определить, достигнута цель или нет.
Сформулировав цель, необходимо очень четко определить систему целеподчиненных задач – тех ступенек, поднимаясь по которым, мы доберемся до вершины – идеального результата.
Для того, чтобы построить систему задач, следует последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?».
В результате может возникнуть целая пирамида задач, на каждом этапе которой будут находиться все более мелкие и конкретные задачки, а в основании те, которые уже не «поддаются» делению.


  Построенная таким образом система последовательных задач определяет логику творческого проекта и систему действий, направленных на достижение обозначенной цели.
Также формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается для кого предназначен проект и в чем его новизна.
Во введении также можно дать характеристику основных источников получения информации (официальных, научных, литературных и т.п.)
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе.
3.4. Основная часть
  Содержание основной части проекта должно отвечать теме проекта.
От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. В основную часть должен входить раздел по разработке вариантов по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов и обосновать свой выбор в отношении одного из них.
Также необходимо представить список всего использованного оборудования и правила техники безопасности при работе с ним.
В технологической части проекта необходимо составить технологическую последовательность и разработать технологические карты поузловой обработки изделия.
Варианты ее оформления
1-й вариант
№ п/п
Описание операции
Графическое изображение или фото
Оборудование, инструменты, приспособления
2-й вариант
№ п/п
Название операции
Эскиз
Описание операции
Инструменты, приспособления

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.
Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты.
Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из них отходов, «утиля», обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.
В данном разделе необходимо дать:
·         обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;
·         определение себестоимости изготавливаемого изделия;
·         определение цены изделия, предполагаемой прибыли.
В экологическом обосновании необходимо спланировать использование отходов (например, остатки ткани можно использовать для изготовления прихватки и т.п.), также необходимо уделить внимание обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
3.5. Рекламный проспект изделия
  Рекламный проспект включает в себя:
·         Товарный знак фирмы (производителя).
·         Наименование изделия, его назначение.
·         Несколько рекламных фраз.
Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов, рисунков или их комбинации. Буквы могут быть начальными буквами фамилии и имени. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово – наименование продукции.
Название изделия может отражать его назначение и область применения, а, может быть, и не связано с ним. Описание использования товара должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты. Ориентировочно не более 20-30 слов.
Рекламные фразы должны привлекать внимание и выражать основное назначение изделия.
3.6. Заключение
  Оно должно содержать краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
3.7. Список использованных источников (библиография)
  В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
3.8. Приложение
  В приложения рекомендуется включать материалы иллюстративного и вспомогательного характера.
В приложении могут быть помещены:
· таблицы большого формата;
· дополнительные расчеты;
· фотографии, рисунки, схемы;
·         иллюстрации составных частей изделия;
·         графики, распечатки с ЭВМ.
Приложения могут быть обязательными и информационными. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата А3; А2; А1.
Заключение
  Работа над проектом, как всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендованного перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.
Библиография

Технология.: учебник для учащихся 8 класса образовательных учреждений.- 2-е изд., перераб/под. Ред.
  В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2006.
Дополнительная литература
 Технология: 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко / авт. – сост. Е.А.
 Киселева и др. -  Волгоград: Учитель, 2009.
Технология. 8 класс: поурочные планы по учебнику под.ред. В.Д. Симоненко  - Волгоград: Учитель, 2010
Технология. 8 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко/ авт.-сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009
ЦОР:
http://nsportal.ru/

Задание:  подготовить черновик пояснительной записки своего проекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий