понедельник, 25 февраля 2019 г.


25.02.2019г.

  класс

Изобразительное искусство

Тема: Народный костюм  Одежда.

Одежда русских людей в старину была длинной, широкой и красивой. Крестьянам много приходилось работать. А когда приходил праздник, он был для них радостным и желанным. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ёе шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство. 

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

      Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами и поверх надевали лапти.

 

   Основой женского народного костюма всегда являлась рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканного льняного или конопляного полотна. Рубахи были как для ежедневного использования, так и праздничные, красиво украшенные вышивками и цветными лентами.

 

 

 

 

   Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её потомство. Прикасаясь красиво украшенным подолом к земле и травам, женщина надеялась, что передаст земле силу плодородия, а сама получит взамен жизненные силы.

   В северных и центральных губерниях девушки и женщины носили сарафан. Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой. Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов.

 

    На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой.

 

На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имела прорези – «окошки» для рук. Длинным рукавам приписывали в старину колдовскую силу. Вспомните Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.

    Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы. Они всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

    Одежда украшена вышивкой. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица.

     Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

     Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

 

Задание: выполнить эскиз народного костюма северных или южных губерний России

 

6б класс

Изобразительное искусство

Тема: Резьба по камню  и кости

Резьба по кости

На севере Архангельской области а окрестностях Холмогор уже в 12-13веках сложились традиции резьбы по кости.   Издавна наши предки добывали в северных морях не только рыбу, но и моржовую кость»рыбий зуб». Случалось, находили кость мамонта. Резали также и коровий рог.   Резали кость по  всему северу - от Сельвычегодска и Великого Устюга до Архангельска.     Центром косторезного промысла стало с.Холмогоры.

Резали косторезы ларцы, костяные образа, табакерки, миниатюрные камодики, секретеры, шкатулки, гребни. Искусство холмогорских резчиков широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Художественная обработка кости существует в двух видах:

скульптурной резьбе и гравировке по кости.

Резьба по камню

Резьба по камню — один из самых старинных народных художественных промыслов. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX —XII вв. До XVII е. поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. Примерно в 1635 г. в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены «узорчатые каменья» сердолики, агаты, яшмы.

В 1725 г. по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни. В 1726 г. в Екатеринбург, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 с лишним лет организуется третья государственная гранильная фабрика — Колывановская

В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах Российской Федерации: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. Кроме того, в небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.

Резьба по мягкому камню — одна из наиболее сложных областей современного декоративного искусства, и среди камнерезных промыслов России мастера предприятия «Борнуковская пещера»  обладают индивидуальным творческим лицом, продолжая традиции анималистического жанра в русском народном творчестве. При обработке камня используется токарная обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами», которые позволяют выявлять природную красоту материала. Выразительный силуэт, мягкая пластичность, лиричность, бесхитростность создаваемых образцов передают красоту и своеобразие животного мира и доброту русской души. Помимо скульптур птиц и зверей, в большом ассортименте мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы.

Анималистический жанр - жанр в изобразительном искусстве, объектом которого являются животные.

Задание: (На выбор):

1.Придумай и слепи из пластилина сюжетную анималистическую композицию на тему «Играющие кошки»

2.Придумай и вылепи из пластилина в технике рельефа  брошь или значок, посвящённые любому празднику.

 

 

6в класс

Технология

Тема: Обработка горловины швейного изделия

Срез горловины в изделиях без воротников может быть обработан окантовочным швом , косой и подкройной обтачками.

Подкройные обтачки выкраивают по форме выреза горловины. Заготавливают их после примерки и окончательного уточнения формы выреза. Направление долевой нити в платье и обтачке должно совпадать.

 

Инструкционная карта: «Обработка горловины подкройной обтачкой»

 

1.Проложить контрольные линии прямыми стежками по линиям середины переда, спинки на основной детали и на обтачке.

2. Подогнуть наружный срез обтачки на изнаночную сторону на 5-7 мм и заметать.

3. Наложить обтачку лицевой стороной на изнаночную сторону сорочки по линии горловины, совмещая середины деталей, приколоть.

4. Приметать и притачать обтачку к сорочке на 5 мм от среза обтачки.

5. Сделать надсечки на закруглениях. Удалить нитки приметывания.

6. Отогнуть обтачку на лицевую сторону, выправить и выметать шов, выпустить кант в 1-2 мм из обтачки.

7. Наметать обтачку на изделие. Настрочить на 1-2 мм от края подгиба.

8. Удалить нитки временного сметывания.

9. Приутюжить обтачку

 

Задание: выполнить образец обработки горловины швейного изделия

Комментариев нет:

Отправить комментарий