25.02.2019г.
5б класс
Изобразительное искусство
Тема: Народный костюм Одежда.
Одежда русских людей в старину была длинной, широкой и
красивой. Крестьянам много приходилось работать. А когда приходил праздник, он
был для них радостным и желанным. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ёе
шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Основой мужского костюма была рубаха. Она
доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка).
Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно
подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны
(порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами и поверх надевали лапти.
Основой женского народного костюма всегда
являлась рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканного льняного или
конопляного полотна. Рубахи были как для ежедневного использования, так и
праздничные, красиво украшенные вышивками и цветными лентами.
Рубаха была до пят и надевалась без
сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её
потомство. Прикасаясь красиво украшенным подолом к земле и травам, женщина
надеялась, что передаст земле силу плодородия, а сама получит взамен жизненные
силы.
В северных и
центральных губерниях девушки и женщины носили сарафан. Мягкие плавные линии
сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и
сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка,
блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой,
узорными пуговицами, вышивкой. Чаще всего сарафаны были красного, желтого,
голубого и коричневого цветов.
На юге России
вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из
шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали
лентами, тесьмой.
На Русском
Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались
рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имела прорези –
«окошки» для рук. Длинным рукавам приписывали в старину колдовскую силу.
Вспомните Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись
озеро, лебеди.
Головной
убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить
возраст его владелицы. Они всегда четко делились на девичьи
уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была
тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой
головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам
не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”.
Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы,
кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.
Одежда украшена
вышивкой. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила
оберегом, защитой от злых сил. Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем
счастливее ее владелица.
Вышивки-обереги
располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле
сарафана. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе
подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и
ловкость.
Праздничная
рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза.
Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.
Подол рубахи или юбки украшался
орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы,
прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров,
которые символизировали подземно-подводный мир.
Задание: выполнить эскиз народного костюма северных
или южных губерний России
6б класс
Изобразительное искусство
Тема: Резьба по камню и кости
Резьба
по кости
На севере Архангельской
области а окрестностях Холмогор уже в 12-13веках сложились традиции резьбы по
кости. Издавна наши предки добывали в
северных морях не только рыбу, но и моржовую кость»рыбий зуб». Случалось,
находили кость мамонта. Резали также и коровий рог. Резали кость по всему северу
- от Сельвычегодска и Великого Устюга до Архангельска. Центром косторезного промысла стало с.Холмогоры.
Резали косторезы ларцы,
костяные образа, табакерки, миниатюрные камодики, секретеры, шкатулки, гребни.
Искусство холмогорских резчиков широко известно не только в нашей стране, но и
за рубежом.
Художественная обработка
кости существует в двух видах:
скульптурной резьбе и
гравировке по кости.
Резьба
по камню
Резьба по камню — один из самых старинных народных
художественных промыслов. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX
—XII вв. До XVII е. поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили
главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы.
Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и русские
самоцветы. Примерно в 1635 г. в предгорьях Урала были открыты медные руды,
малахит, а еще раньше здесь были обнаружены «узорчатые каменья» сердолики,
агаты, яшмы.
В 1725 г. по указу Петра I в Петергофе была основана
первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные
поделочные камни. В 1726 г. в Екатеринбург, район которого изобиловал
месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг
Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке
цветных камней. Через 60 с лишним лет организуется третья государственная
гранильная фабрика — Колывановская
В советское время художественной обработкой камня
занимаются во многих районах Российской Федерации: в Свердловской, Пермской,
Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. Кроме
того, в небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в
Архангельской и Челябинской областях.
Резьба по мягкому камню — одна из наиболее сложных
областей современного декоративного искусства, и среди
камнерезных промыслов России мастера предприятия «Борнуковская пещера»
обладают индивидуальным творческим лицом, продолжая традиции анималистического
жанра в русском народном творчестве. При обработке камня используется токарная
обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Образцы
животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми
«характерами», которые позволяют выявлять природную красоту материала.
Выразительный силуэт, мягкая пластичность, лиричность, бесхитростность
создаваемых образцов передают красоту и своеобразие животного мира и доброту
русской души. Помимо скульптур птиц и зверей, в большом ассортименте
мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы,
шкатулки, письменные наборы.
Анималистический жанр - жанр в изобразительном
искусстве, объектом которого являются животные.
Задание: (На выбор):
1.Придумай и слепи из пластилина сюжетную
анималистическую композицию на тему «Играющие кошки»
2.Придумай и вылепи из пластилина в технике
рельефа брошь или значок, посвящённые
любому празднику.
6в класс
Технология
Тема: Обработка горловины швейного изделия
Срез горловины в изделиях без воротников может быть обработан окантовочным швом , косой и подкройной обтачками.
Подкройные обтачки выкраивают по форме выреза горловины. Заготавливают их после примерки и окончательного уточнения формы выреза. Направление долевой нити в платье и обтачке должно совпадать.
Инструкционная карта: «Обработка горловины подкройной обтачкой»
1.Проложить контрольные линии прямыми стежками по линиям середины переда, спинки на основной детали и на обтачке.
2. Подогнуть наружный срез обтачки на изнаночную сторону на 5-7 мм и заметать.
3. Наложить обтачку лицевой стороной на изнаночную сторону сорочки по линии горловины, совмещая середины деталей, приколоть.
4. Приметать и притачать обтачку к сорочке на 5 мм от среза обтачки.
5. Сделать надсечки на закруглениях. Удалить нитки приметывания.
6. Отогнуть обтачку на лицевую сторону, выправить и выметать шов, выпустить кант в 1-2 мм из обтачки.
7. Наметать обтачку на изделие. Настрочить на 1-2 мм от края подгиба.
8. Удалить нитки временного сметывания.
9. Приутюжить обтачку
Задание: выполнить образец обработки горловины
швейного изделия
Комментариев нет:
Отправить комментарий